Пациенты стали грамотнее: алматинский врач рассказал, что изменилось со стартом ОСМС
Заведующий отделением статистики Городской клинической больницы №7 Алматы Мамыркул Максат Болатович в интервью inAlmaty.kz рассказал, какие изменения уже принесла ОСМС, и как новая система меняет отношение пациентов к своему здоровью.
Как вы оцениваете первые две недели работы в системе ОСМС?
У нас многие пациенты еще задаются вопросами, что дает им система. Они знают образно, что такое ОСМС, но пока разбираются в отчислениях. Очевидной волны изменений пока нет.
В ноябре прошла кампания прикрепления, среди поставщиков было много частных клиник. Не переживали, что пациенты захотят обслуживаться в частных медучреждениях?
Наоборот, многие жители области, которые живут на границе с городом, с Карасайского района особенно, хотели прикрепится. Мы объясняли им, что доступность медицинской помощи будет затруднена, ведь врачи не смогут обслуживать их на дому. И пациентам это будет самим неудобно, особенно, если речь идет о детях. Население должно само понять, как будет в реальности работать система, и что нецелесообразно прикрепляться к поликлинике, если вы далеко от нее живете или работаете. В целом, у нас вышло даже больше населения, чем планировали. Всего сейчас к нам прикреплено более 26 тысяч пациентов.
Сейчас Фонд имеет право проверить любой счет, выставленный за лечение пациента. Как вы к этому относитесь?
В рамках цифровизации мы перешли на безбумажный оборот, поэтому проверить нас могли всегда. Сейчас проверка осуществляется ФСМС, сотрудники Фонда могут это сделать с кабинета 24 на 7. Сейчас в системе есть вся история болезни, все записи, любые проведенные операционные и врачебные манипуляции. Для врачей это даже плюс. Раньше мы писали на бумаге, а потом заносили в электронные регистры. Сейчас вся информация доступна онлайн, все прозрачно и открыто, это ускоряет работу с пациентом.
С нового года некоторые дорогостоящие услуги вошли в пакет, например, МРТ. Как теперь обстоят дела с очередями к таким услугам? Стали ли пациенты охотнее соглашаться на обследования?
В пакете есть ряд диагностических услуг, которые оказываются бесплатно. В стационаре, например, МРТ и КТ уже заложено в рамках диагностики лечения, мы их и так бесплатно делали по показаниям и назначению специалистов. Сейчас в рамках поликлинической службы уже могут отправлять на бесплатные обследования. Не у всех поликлиник есть свои аппараты, поэтому из числа потенциальных поставщиков, которые вошли в ФСМС, они выбирают из стационаров, как наша больница, либо из частных клиник. Поликлиники заключают договор и автоматически могут пациента направить туда. Например, у пациента болевой синдром и врач выписывает направление на МРТ и пациент идет.
Однако, это не означает, что услугу он получит сегодня же. У поставщика услуги тоже есть определенный график работы и пропускная способность оборудования. Кто успел день в день - хорошо. Если нет, то по записи будет оказываться услуга. Кто не хочет ждать, они, конечно, могут, и на платной основе.
Как по-вашему мнению, внедрение ОСМС повысит медицинскую грамотность населения?
Однозначно, медицинская грамотность населения будет расти. По ГОБМП (государственный объем бесплатной медицинской помощи – прим. ред.) государство тратило много денег, люди не знали и не хотели знать о медицинских услугах. А сейчас пациент платит из своего кармана взнос, и он уже сам заинтересован.
Например, у нас есть пенсионный фонд. Когда пенсионный фонд у тебя автоматически удерживает 10 процентов, то ты заинтересован знать, как все работает. Если какие-то изменения происходят, народ сразу воспринимает эту информацию и реагирует. Тоже самое с ОСМС, я думаю. Сейчас у населения будет интерес к системе и своему здоровью в целом.
В Алматы есть жители, которые не то, чтобы врача своего не знают, но и затрудняются ответить, к какой поликлинике прикреплены. С 1 января заметно, что жители идут знакомятся с врачами?
Да, сейчас пациенты интересуются, могут ли выбрать другого врача или прикрепится к определенному участку. И это хорошо для поликлиник тоже. В рамках ОСМС предполагается повышение заработной платы врачей. И как раз тут включается механизм: если ты востребованный врач, к которому население идет лечиться, почему бы не повысить тебе зарплату? 98 процентов медицинских организаций в Казахстане находятся в правохозяйственном ведении, и по усмотрению топ-менеджеров клиники может устанавливаться оклад. Все средства сейчас выделяются на пациента, а не на клинику, а значит деньги идут за пациентом в медорганизацию. И тогда клиника заинтересована в том, чтобы пациенты выбирали врачей, чтобы повышался в целом статус и имя медорганизации.
- Создано: 24 января 2020