Мы находимся:Казахстан, г.Алматы, микрорайон «Калкаман»
  • Городская Клиническая Больница №7
  • Городская Клиническая Больница №7

Стартап CEREBRA ежедневно спасает сотни пациентов, помогая врачам оперативно выстраивать алгоритм лечения инсультов.

Фактор времени

Говоря о практических результатах проекта CEREBRA, главный врач больницы № 7, доктор медицинских наук, профессор Манас Рамазанов отметил, что сегодня болезни системы кровообращения стали проблемой века и основной причиной смертности и высокой степени инвалидизации. Все современные технологи­ческие новшества направлены на своевременную и правильную постановку диагноза и определение правильной тактики лечения. Главное преимущество системы искусственного интеллекта заключается в оперативности и выработке алгоритма лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Фактор времени для этой категории пациентов играет решающую роль. Когда состояние больного зависит от времени начала кризиса, врачам необходимо в максимально кратчайший срок поставить правильный диагноз.

– Программа искусственного интеллекта позволяет выявлять изменения с подозрением на ишемический инсульт на самых ранних сроках, что нельзя увидеть при компьютерной томографии. Ее преимущество в том, что она внедрена в компьютер, считывает изображение и улавливает то, чего не видит человеческий глаз, и сразу дает алгоритм действия. Для этого не надо долго думать и достаточно нажать на кнопку, где указано, что делать дальше, – говорит профессор.

В Алматы ежегодно диагностируется около 5 тыс. инсультов, из них 80% приходится на ишемический инсульт. Это практически 4 тыс. пациентов в год. По словам Манаса Рамазанова, больше года CEREBRA как инновационное изобретение отечественных IТ-специалистов стало надежным инструментом в руках врачей. Программный комплекс работает в виде мобильного приложения в смартфоне, а значит, врач находится на связи с больницей 24 часа в сутки.

На вопрос, какие сферы медицины необходимо цифровизировать, главный врач говорит, что их многопрофильная клиника оказывает срочную медицинскую помощь, поэтому фактор времени играет определяющую роль. К примеру, когда требуется уточняющий диагноз в части гистологических исследований, где необходимы мониторинговые исследования. Есть онконейрохирургические заболевания, есть различные опухоли головного мозга, в лечении которых используются современные диагностические приемы, и здесь нет предела совершенству. Цифровые технологии также необходимы в части коммуникаций и жизнедеятельности больницы. Очень важна оперативная передача информации из приемного покоя в лаборатории, врачу в отделении или хирургу.

– Мое пожелание – чтобы наши IТ-специалисты теснее работали с медицинским сообществом и создавали такие инновационные отечественные продукты, как CEREBRA. Очень приятно было презентовать этот проект на саммите руководителей пяти правительств стран СНГ, посвященном вопросам цифровизации. Я думаю, что у наших специалистов есть потенциал в этой отрасли, – отметил Манас Рамазанов.

Быть всегда на связи

На вопрос, как увидеть CEREB­RA в действии, заведующий кафедрой нейрохирургии КазНМУ им. С. Асфендиярова, заведующий отделением нейрохирургии больницы № 7 Ермек Дюсембеков открывает приложение в смарт­фоне. Первым делом мы видим информацию о списке поступивших в отделение больных. Красным шрифтом отмечены вновь поступившие пациенты и далее весь список.

– Я нажимаю на фамилию и появляются все данные: время поступления, диагноз. Еще одна кнопка позволяет увидеть снимки, то есть история пациента находится в руках врача, и он все время контролирует процесс, – разъясняет он. – Очень благодарны отечественным IТ-специалистам, которые смогли создать удобный и очень полезный инструмент для врачей. Это реальная помощь для пациентов, потому что чем раньше мы поставим ему диагноз, тем быстрее начнем его лечение. Преимущест­во системы искусственного интеллекта в том, что она по мере накопления обрабатываемого материала совершенствуется и работает качественнее.

Ермек Дюсембеков также отметил, что система освободила врачей от многих второстепенных функций. Основная из них – сомнения. К примеру, ситуация, когда врач принимает инсульт­ного больного, всегда тяжелая, и он должен оперативно определиться с оказанием неотложной помощи.

– Если пациент поступил на ранней стадии, есть возможность помочь ему хирургическим путем. Если обратился поздно – операцию делать бессмысленно, одни родственники это понимают, другие – нет. Врач показывает программу, которая говорит, что операция противопоказана. Иногда бывают пограничные случаи, и есть возможность применить операцию, в таком случае программа предлагает различные варианты лечения – какой метод будет более оперативным и лучшим. Точная диагностика помогает улучшить качество лечения, которое зависит от оперативности принятия решений. Искусственный интеллект является надежным инструментом в руках врача, который находится в приемном покое. Он четко фиксирует свою работу и после дежурства спокойно идет домой, – поясняет заведующий отделением нейрохирургии.

Ермек Дюсембеков считает, что преимущество программы в том, что она адаптирована к нашим условиям и точечно направлена на помощь именно пациентам с инсультами. Нашим инженерам удалось решить одну из самых актуальных проблем современной медицины. Это реальный вклад талантливых IT-специалистов в повышение качества медицинских услуг, а точнее, в спасение жизни пациентов.

На распутье

По словам руководителя проекта Досжана Жусупова, сегодня программа бесплатно внедрена в 17 больницах страны, на нее подписаны еще 5 больниц. Разработчики горят желанием оснастить этой системой все инсультные отделения в стране, причем готовы делать это все бесплатно, хотя в будущем необходимо зарабатывать, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии и развивать технологию. Команда поставила перед собой амбициозную цель – войти в топ-3 лучших мировых проектов в сфере искусственного интеллекта по диагностике инсультов, экс­портировать этот продукт и за счет этого субсидировать его стоимость использования в Казахстане. Правда, у перспективной команды возникла сложная дилемма, связанная с будущим проекта. Сегодня успешный стартап ищет инвесторов для следующего раунда финансирования. Пока поступило несколько предложений от иностранных компаний, которые готовы вложить серьезные средства, но при условии смены юрисдикции, то есть смены флага продукции.

– Осторожность инвесторов вызвана январскими событиями в стране, наш рынок теперь не вселяет им доверия, и они боятся вкладывать деньги. Венчурным фондам очень важно, чтобы проект на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ находился в благоприятном мес­те с понятным законодательством, то есть они хотят быть уверенными в его судьбе, так как проект требует больших инвестиций, а окупаемость его долгая, – говорит Досжан Жусупов.

По его словам, международный опыт показывает, что после пяти лет финансовых вливаний зрелый продукт начинает быстро зарабатывать деньги. В частности, искусственный интеллект представляет собой программное обеспечение и легко масштабируется.

– Мы видим два выхода для себя. Возможно, что проект будет коммерциализирован, и доходы позволят развивать его, либо второй вариант – частично менять юрисдикцию и привлекать деньги за границей, так как казахстанский венчурный рынок только зарождается, и у нас нет предложений от отечественных инвесторов, – заявил руководитель проекта.

Пока я слушаю собеседника, в памяти невольно выстраиваются громкие названия программ по диверсификации экономики – «умная экономика», «инновационная экономика», цифровизация, поддержка стартапов.

Еще возникает риторический вопрос: почему в стране так и не нашлось инвестора? Жаль, что наши состоятельные бизнесмены не обращают внимания на проекты в сфере медицинских технологий, имеющих социальную значимость. Хотя на первом этапе были привлечены частные средства от бизнесмена Тимура Турлова, который был готов к риску, понимая, что первые два года проект не будет зарабатывать деньги, но таких бизнесменов, как он – единицы. Досжан Жусупов отметил, что такие профильные институты, как Министерство цифровизации, инноваций и аэрокосмической отрасли РК, Astana HUB, МФЦА создают благоприятные условия для рождения стартапов, но у них нет возможности помогать развитию проектов по медицинским технологиям.

В Правительстве постоянно говорят о нарастающей конкуренции в мире, необходимости перехода от экспорта сырья к продуктам с высокой добавленной стоимостью, но пока это только на словах.

– Наши статьи экспорта – это нефть, газ, металлы. Почему в этом ряду не быть продукту интеллектуальной собственности из области медицинских технологий? – Задается вопросом мой собеседник. – Если мы говорим о строительстве нового Казахстана, то оно предполагает новый рывок в экономике. Для интеллектуальной собственнос­ти нет границ, мы работаем в общем мировом пространстве и должны делать конкурентный продукт, а иначе смысла нет, – считает руководитель проекта.

По его мнению, в недалеком будущем будет создан суперискусственный интеллект, который будет заниматься диагностикой практически всех болезней.

– Наша стратегическая цель – чтобы отечественная технология вошла в топ-3 в мире в части диагностирования инсульта и заняла свое место в этой глобальной системе. Проект уже зарекомендовал себя, он выжил в «долине смерти», включен в список десяти самых перспективных инновационных проектов мира в сфере медицинского искусственного интеллекта по версии компании Medtronic. Сейчас ему необходимы серьезные инвестиции, чтобы выйти на зарубежные рынки, получить американскую сертификацию, увеличить количество инженеров и врачей в команде, то есть придать ему активное бизнес-развитие, – говорит Досжан Жусупов.

По его словам, самый простой выход из этой ситуации – «сменить флаг», привлечь средства и развиваться дальше, но уже не как отечественный проект. К примеру, выход на рынок Китая требует огромных инвестиций и большого пакета документов с китайской стороны, то есть необходимо 1,5–2 года, чтобы дойти до пациента. На вопрос, смогут ли они быть конкурент­ными в этой стране, где эта сфера бурно развивается, Досжан без тени сомнения говорит, что там сейчас работает один местный конкурент, потому что американские и израильские компании пока не идут туда, и надо воспользоваться этой ситуацией. Главное, надо не упустить самый важный и невосполнимый ресурс – время.